80 лет поэме Александра Твардовского "Василий Тёркин"
В этом году исполняется 80 лет поэме Александра Твардовского "Василий Тёркин" (12+). Образ Василия Тёркина, простого и неунывающего солдата, впервые возник у Твардовского и его коллег на финском фронте как способ поднять боевой дух. После короткой серии сатирических зарисовок о нём, проект был забыт. Однако, с началом Великой Отечественной войны Твардовский вернулся к этому удачному образу, и так родилась знаменитая поэма.
Русский анекдот – уникальное явление! Обычно в анекдотах высмеивают известных людей: исторических деятелей, персонажей книг и фильмов. Чтобы стать героем анекдота, нужно было быть кем-то значимым. Но в случае с Тёркиным всё случилось наоборот: персонаж анекдотов стал литературным героем. Люди настолько поверили в его реальность, что писали ему письма на фронт и отправляли посылки. Почтальоны, несмотря на редкость фамилии Тёркин, старались доставить эти послания однофамильцам.
В сентябре 1942 года газета "Красноармейская правда" впервые опубликовала первые главы поэмы, которые мгновенно завоевали любовь читателей. Вскоре их перепечатали ведущие издания, такие как "Правда", "Известия" и "Знамя". Поэма публиковалась по частям, вызывая огромный интерес у читателей, с нетерпением ожидавших каждого нового выпуска. Так началась триумфальная "военная" дорога Василия Тёркина, простого солдата из запаса.
Теркин мгновенно стал своим человеком для каждого. Его жизнь была простой и понятной: выходец из смоленской деревни, немного поживший в городе, отслуживший срочную и прошедший финскую войну. Не успев отдохнуть, он сразу же попал на фронт Великой Отечественной. Хоть и был представлен к награде, которую так и не получил из-за потерянных документов, он не унывал, довольствуясь и медалью. Настоящий мастер на все руки, он умел и дом построить, и часы починить, а уж как играл на гармони – заслушаешься! Весельчак и балагур, он умел поднять настроение в любой ситуации.
В поэме Твардовского отсутствуют идеологические клише, такие как "власть Советов" или "Советский Союз". Вместо этого, в центре внимания оказываются вечные ценности: Россия, Родина, родная земля. Это произведение пронизано глубокой любовью к жизни и непоколебимой верой в добро. Военные, изображенные Твардовским, предстают не просто солдатами, а людьми, живущими полной жизнью даже в условиях войны. Они не просто сражаются, они существуют, чувствуют и переживают на передовой.
Война не должна отменять жизнь. Даже в условиях боевых действий человек сохраняет потребность в любви, в труде, в простых радостях. Это его нормальное состояние. Твардовский описывает, как солдаты на передовой, несмотря на войну, чувствуют весеннее пробуждение природы и вспоминают мирные времена, напоминая себе о том, за что они сражаются.
Поэма "Василий Тёркин" позволяет проследить боевой путь дивизии, словно по карте, от трагического отступления до триумфа в Берлине. Перед читателем проходит целая галерея образов: от высших офицеров до рядовых солдат, включая танкистов, связистов, водителей и даже тех, кто занимается погребением павших. В центре повествования – неунывающий Василий Тёркин, воплощение русского духа, чья жизнь – это непрерывная борьба со смертью, из которой он выходит победителем.
Вначале Твардовский задумывал Василия Тёркина как собирательный образ солдата, олицетворение духа войны. Планировалось, что Тёркин разделит судьбу многих героев и погибнет с окончанием боевых действий, символически завершив свой путь вместе с войной. Автор даже вложил в его уста пророческие слова о собственной кончине. Однако, по мере развития сюжета, Тёркин обрел такую жизненность и народность, что автор не смог лишить его жизни даже в вымышленном мире книги. Герой стал настолько близок читателям, что его "смерть" оказалась невозможной. Этот феномен, когда персонаж выходит за рамки авторского замысла и становится частью народного сознания, характерен для поистине выдающихся произведений. Убедитесь в этом сами, прочитав поэму!